Новый ГОСТ Р58406.2-2020 для строительства и асфальтирования по технологии Superpave
Какую применять асфальтобетонную смесь при асфальтировании дорог по новому ГОСТУ в 2024 году?
Нововведения в строительстве и асфальтировании дорог.
С начала июня 2023 года в России перестает полностью действовать межгосударственный ГОСТ 9128-2009 «СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН» (Asphaltic concrete mixtures for roads, aerodromes and asphaltic concrete) и работать по нему уже нельзя. На смену ему пришел новый ГОСТ Р58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон». Применяется с 01.06.2020. Теперь работаем только по нему. Он заменяет ПНСТ 184-2019, ГОСТ 9128-2009.
Давайте разберемся, что измениться технологии строительства дорог и применяемых материалов.
Никаких новых супер добавок в асфальтовую смесь добавляться не будет. Все составляющие асфальта будут такие же как и раньше, но измениться пропорция их в асфальтобетоне. Метод этот заимствован у США и называется Superpave (SUperior PERforming Asphalt PAVEments), который разработан по программе исследований автомобильных дорог.
Смысл этого метода заключается в том, что вид смеси будет подбираться, на каждый конкретный участок дороги, в зависимости от геологических условий, климатической зоны, нагрузки на покрытие и интенсивности движения. Раньше дороги делились на категории и не учитывали в полной мере все эти параметры.
Измениться классификация и обозначение типов асфальтовой смеси.
Раньше (устаревший ГОСТ 9128-2009)было пять видов асфальтобетонной смеси (А, Б, В, Г, Д), в зависимости от количества и фракции щебня и песка. Дополнительно асфальт делился на типы (I,II,III), в зависимости от назначения объекта, например, дорога, тротуар, дорожки, дворы, парковка и т. д. А так же для какого слоя будет использовать эта смесь (верхний, нижний, выравнивающий).
Теперь классификация асфальтовой смеси учитывает другие параметры:
- Типы А5, А8, А11, А16, А22, А32 показывают количество максимального содержания минерального наполнителя (минеральная добавка, песок, щебень).
- Для разных слоев дорожной одежды применяется свой вид смеси: Верхний – В, Нижний – Н, Основание – О.
В зависимости от нагрузки и интенсивности движения делаться на:
- Т- тяжелые условия эксплуатации (более 1,8 млн приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за расчетный срок службы конструктивного слоя).
- Н – нормальные условия (от 0,5 до 1,8 млн приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за расчетный срок службы конструктивного слоя)
- Л – легкие условия (до 0,5 млн приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 за расчетный срок службы конструктивного слоя).
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСЛОВИЙ ДВИЖЕНИЯ ПРИ НАГРУЗКЕ ОСЬ
Формулы расчета с примерами
В зависимости от суммарного количества приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 (115 кН на ось) за расчетный срок службы конструктивного слоя дорожной одежды асфальтобетонные смеси могут быть запроектированы для различных условий движения.
Определение суммарного числа приложений расчетной нормативной нагрузки
Если расчет дорожной одежды выполняют на нагрузку АК-11,5, суммарное число приложений расчетной нормативной нагрузки АК-11,5 с учетом круглогодичного использования дороги (Tрдг принимают равным 365 дней) вычисляют по формулам настоящего стандарта. Расчетный срок службы асфальтобетона для слоев покрытия принимают до ремонта, для слоя основания — до капитального ремонта в соответствии с ГОСТ Р 58861-2020 (пункт 5.1, таблица 2).
Если расчет дорожной одежды выполняют на нагрузку АК-10 или на любую другую нагрузку, отличную от АК-11,5, то коэффициент перехода к расчетной нагрузке АК-11,5 вычисляют по формуле:
где Qi — расчетная нагрузка, на которую рассчитывается дорожная одежда, отличная от 115 кН;
Qрасч — расчетная нормативная нагрузка 115 кН.
Приведенную интенсивность движения к расчетной нагрузке АК-11,5 вычисляют по формуле:
Np = Ni*K
где Ni — интенсивность движения, приведенная к расчетной нагрузке, отличной от 115 кН;
K — коэффициент перехода к расчетной нагрузке АК-11,5.
Далее расчет выполняют расчет по формуле:
где Nр — приведенная интенсивность движения к воздействию расчетной нагрузки Nр на полосу движения на конец межремонтного срока проведения работ по капитальному ремонту Tсл, ед./сут.
Показатель изменения интенсивности движения q вычисляют по формуле
q = 1 + r/100, (7)
где r — ежегодный прирост интенсивности движения, %.
Если интенсивность движения в отдельные годы или в течение срока службы уменьшается, значение r принимают со знаком минус и интенсивность рассчитывают на каждый год отдельно, а затем суммируют.
Примеры расчета:
Пример 1
Исходные данные.
Необходимо выбрать асфальтобетонные смеси (по условиям движения) для дорожных одежд капитального типа на автомобильной дороге категории I для следующих исходных данных:
— Qрасч = 115 кН (АК-11,5);
— Nр = 1500 ед./сут;
— q = 1,03;
— Tсл = 24 года;
— Tр = 12 лет.
Решение.
Рассчитывают суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки для слоев покрытия с учетом круглогодичного пользования за 12 лет (до ремонта) по формуле:
Рассчитывают суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки с учетом круглогодичного пользования за 24 года (до капитального ремонта) по формуле:
Вывод. Для данного участка автомобильной дороги для слоев покрытия и для слоя основания следует применять смеси по ГОСТ Р 58406.2, предназначенные для дорог с тяжелыми условиями движения (Т) или смеси по ГОСТ Р 58401.1, предназначенные для дорог с экстремально тяжелыми условиями движения (Э).
Пример 2
Исходные данные.
Необходимо выбрать асфальтобетонные смеси (по условиям движения) для дорожных одежд облегченного типа на автомобильной дороге категории IV для следующих исходных данных:
— Qi = 100 кН (АК-10);
— Nр = 450 ед./сут;
— q = 1,03;
— Tсл = 24 года;
— Tр = 12 лет.
Решение.
Рассчитывают коэффициент перехода от АК-10 к расчетной нагрузке АК-11,5 по формуле:
Рассчитывают приведенную интенсивность движения к расчетной нагрузке АК-11,5 по формуле
Nр = 450·0,572 = 258 ед./сут.
Рассчитывают суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки для слоев покрытия с учетом круглогодичного пользования за 12 лет (до ремонта) по формуле:
Рассчитывают суммарное число приложений приведенной расчетной нагрузки для слоя основания с учетом круглогодичного пользования за 24 года (до капитального ремонта) по формуле:
Вывод. В соответствии с А.1 для данного участка автомобильной дороги с для слоев покрытия и для слоя основания следует применять смеси по ГОСТ Р 58406.2 или смеси по ГОСТ Р 58401.1, предназначенные для дорог с нормальными условиями движения (Н).
Формулы расчета нагрузок приведены в документе ГОСТ Р 58406.2-2020.
Например: А22НТ –смесь асфальтобетонная, с номинально максимальным размером применяемого заполнителя 22 мм для нижнего слоя покрытия с тяжелыми условиями движения
Новые асфальтовые смеси применяются на дорогах России уже с 2014 года на небольших участках. А в 2018 году по этой системе построили кольцевую дорогу вокруг Санкт-Петербурга.
С 1 июня применять старую технологию нельзя.
Новый ГОСТ решает проблемы деформации асфальта в жарком климате, недостаточную прочность на растяжение при минусовых температурах.
В заключении можно сказать, что теперь асфальтобетонные заводы должны готовить новые асфальтные смеси и отгружать их точно именно той марки, которая указана в заявке, потому что нельзя уложить асфальт, который предназначался на другой участок дороги. Естественно, это будет проверяться при получении асфальта и сдачи объекта в эксплуатацию при помощи взятии проб и исследовании их в лаборатории.
Для более подробного изучения новой технологии советуем прочитать: